Консультант Сергей Хромов-Борисов однажды поделился прозрением о том, в чем состоит разница между стратегией и тактикой. Стратегия — это про изменения, а тактика — это про сохранение статус-кво. Как говорит ведущий российский специалист по стратегии профессор Александр Николаевич Сазанович, предмет деятельности управленца — это изменения, иначе он не менеджер, а диспетчер.
Компания Intel исторически была производителем компьютерной памяти и вдруг, неожиданно для самой себя, стала мировым лидером по производству микропроцессоров. Оказывается, никто и никогда в этой большой компании не принимал данного стратегического решения: оно произошло спонтанно, как итог многих десятков отдельных решений о перераспределении ресурсов, принятых на разных «этажах» компании независимо друг от друга, без какой-либо координации.
Прорывы возникают «на полях» внимания руководства, в «тихом омуте» деятельности, слабо предписанной и слабо заданной структурой.
Авторитарные методы развития систематически пропускают и упускают эти возможности, и в конечном счете приводят к информационно бедным, немудрым, заскорузлым рыночным действиям и решениям. «Мы с упорством, достойным лучшего применения, год за годом доблестно исполняли сформулированную стратегию — но сколько возможностей мы при этом упустили!», — с горечью поделилась одна финансовый директор. Настоящая задача руководства — это не отдать приказ и отследить его выполнение, но внять тем бизнес-возможностям, которые выходят за пределы приказанного.