Хотя еще до встречи Михаил Кривоносов усомнился в том, что холдинговые бизнес-процессы сильно отличаются от обычных, собравшиеся признали, что разнообразие бизнесов в холдинга усложняет задачу.
Сергей Павленко рассказал, как в его холдинге начали преобразования с внедрения центра корпоративного обслуживания, и предостерег от излишних усилий в сфере описания бизнес-процессов.
Виктор Цлаф подчеркнул, что бизнес-процессы суть стандартизация и потому противоречат развитию, консервируют компанию. Он уговорил одну компанию остаться лишь на третьем уровне зрелости бизнес-процессов — чтобы не погибнуть при изменениях. Виктор провел различие между бизнес- и техпроцессами, а также поделился, что зачастую стандартизация бизнес-процессов лишь попытка компенсировать бескультурье. Ошибочно думать, что раз есть приказ, стандарт, он будет выполнен; если нет культуры — не будет.
Виктор строго ограничил сферу, где уместна формализация. Регламент экономит время — но там, где надо думать, регламент делать нельзя. Бизнес-процессы снижают транзакционные издержки взаимодействия — но там, где взаимодействие должно меняться, регламентировать нельзя.
Александр Куклин назвал бизнес-процессы лишь предлогом для изменения структуры и мыслей людей. Следует идти от простого к сложному и использовать бизнес-процессы лишь как один из способов стандартизации, описания бизнес-ситуаций.
Ростислав Рыбалкин поделился опытом развертывания сети магазинов на основе формализованных процессов — это позволяет экономить энергию, не «открывать америк».
В отличие от типовых ритейл-процессов компании Ростислава компания Евгения Селезнёва занималась всем на свете, начиная от услуг ЖКХ, заканчивая собственным флотом. «Сшить» ее можно было только по общим показателям.
Максим Часовиков рассказал о нотациях BPMN, IDEF0 и других — и о том, как в его компании начинали с программного обеспечения BPWin, а закончили «Вордом» и «Визио» — ведь средство описания и автоматизации должно, прежде всего, быть наглядным и понятным людям.